Информация об организации развивающей
предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
в МАДОУ детский сад «Сказка» с. Прибельский.
«Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика,
который всецело определяется средой, и роль учителя при этом
сводится к организации и регулированию среды»
Л.С.Выготский
Обновление системы дошкольного образования ставит задачу воспитания «нового человека», конкурентоспособной личности, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Среда является одним из компонентов образовательного процесса, в частности, компонентом его внешней структуры. Сегодня это нашло отражение в современных требованиях к условиям реализации основой образовательной программы дошкольного образования и органично связано с основными нормативными документами и, в первую очередь, с Законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО (далее - Стандарт).
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. В свою очередь программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В соответствии со Стандартом, одним из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная образовательная среда.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде включены в раздел Стандарта, посвященного требованиям к условиям реализации Программы, и формулируются следующим образом:
- развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
В нашем детском саду развитие детей осуществляется в 12 группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Также в здании детского сада имеется зимний сад, и в каждом корпусе детского сада имеются по одному музыкально-спортивному залу, которые оснащены необходимым физкультурным оборудованием.
В зале из традиционного оборудования имеются: шведские стенки, простые и сложные тренажеры, гимнастические скамейки, батут, сухой бассейн, мягкие модули, маты, мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки, кегли, дуги, ребристые дорожки, ориентиры для основных видов движений и подвижных игр, мишени.
Из нетрадиционного оборудования, сделанного своими руками, имеются: набивные мячи и мешочки, пуговичные и пробочные дорожки, парашют, гантели из бутылочек «Имуннеле», мишени, удочки и многое другое.
Для проведения эстафет, подвижных игр, хороводов имеется картотека, а к этим играм изготовлены маски и различная атрибутика.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в каждой возрастной группе обеспечивается развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие
В связи с этим воспитатели каждой возрастной группы, соответственно возрасту детей, организовывают развивающую предметно-пространственную среду, создают центры по образовательным областям, выдерживая необходимые принципы:
• Безопасность;
• Эстетичность и оригинальность оформления;
• Доступность расположения для детей;
• Рациональность расположения;
• Содержательность и насыщенность центров;
• Трансформируемость пространства;
• Полифункциональность;
• Вариативность;
• Соответствие возрасту;
• Практичность используемых материалов;
• Творческий подход.
В каждой группе имеются центры: физического развития, познавательного развития, художественно-эстетического развития, речевого развития и социально-коммуникативного развития.
Чтобы разнообразить развивающую предметно-пространственную среду нами были разработаны положения о смотрах-конкурсах на темы: «Лучший центр ИКТ», «Лучший центр физического развития», «Лучший театральный центр ДОУ», «Моя электронная книга», «Сказки разноцветного леса». Все педагоги, активно участвуя в смотрах-конкурсах, организованных на уровне ДОУ обогатили свои центры, и были награждены грамотами за призовые места и грамотами за номинации.
На территории детского сада для каждой группы имеются прогулочные площадки и две спортивные, которые снащены безопасным оборудованием и соответствуют требованиям СанПиНа 2.4.1.3049-13. Общими усилиями педагогов площадки преображаются в сказочное государство. В летний период педагогами были изготовлены из фанеры различного рода детские скамеечки, машинки, на все площадки были выпилены и красочно разукрашены сказочные персонажи.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Вся развивающая предметно-пространственная среда доставляет нашим детям большую радость, комфорт и желание приходить в детский сад еще и еще раз.
Старший методист : Саеткулова Л.М.